Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Яндекс.Метрика
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ОРГАНИЗАТОРА ОБЖ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ОРГАНИЗАТОРА ОБЖ

Опубликовано 05.09.2014

Большое значение для качественного прове­дения занятий по курсу ОБЖ в образователь­ных учреждениях имеет заблаговременная и всесторонняя подготовка преподавателя к ним, а также умелое планирование и орга­низация учебного процесса.

Подготовительная работа преподавателя-орга­низатора ОБЖ направлена на создание усло­вий для целенаправленного и систематического воздействия на интеллектуальное, нравственное, духовное и физическое развитие учащихся с це­лью формирования у них знаний, умений и навы­ков безопасной жизнедеятельности.

Подготовительная работа преподавателя-орга­низатора ОБЖ включает в себя:

  • изучение и анализ действующих программ и учебных изданий, включенных в «Перечень учеб­ных изданий, рекомендованных Министерством об­разования Российской Федерации на учебный год»;

  • изучение распорядительных документов (приказы, инструкции и распоряжения);

  • изучение методических материалов (указа­ния, рекомендации, пособия), наглядных и учеб­ных пособий, различных справочных материалов;

  • ознакомление с учебными программами смежных дисциплин с целью наиболее эффектив­ного использования в учебном процессе межпред­метных связей;

  • практическую отработку (при необходимо­сти) тех действий и приемов, которые предстоит показывать учащимся и др.

Проделав подготовительную работу, препода­ватель приступает к непосредственной разработке документов планирования учебного процесса по курсу ОБЖ.

Планирование всегда требует от преподавателя серьезных размышлений, предвидения, творческо­го и критического подхода, постоянного самооб­разования и т.д.

Наиболее важными требованиями к процессу планирования учебно-воспитательной работы по курсу ОБЖ являются:

  • Целевая направленность педагогического процесса. Всякое планирование должно иметь цель и конкретные задачи. Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому преподавателю-организа­тору ОБЖ необходимо объективно оценить возможности для ее достижения (возможности зани­мающихся, затраты учебного времени, уровень оснащения учебно-материальной базы образова­тельного учреждения и ее состав).

  • Всесторонность планирования задач педа­гогического процесса. Дидактическая цель долж­на конкретизироваться целой системой соподчи­ненных (частных, промежуточных) педагогических задач с определением последовательности и сроком их реализации. Исходя из поставленной цели, следует достаточно полно предусматривать образовательные и воспитательные задачи и наме­чать соответствующие им средства, методы и фор­мы организации занятий. Все предусматриваемые планом задачи следует формулировать ясно, одно­значно и так, чтобы они легко поддавались оценкеи контролю. Поэтому их необходимо конкретизи­ровать по возможности в количественных показа­телях (тестовых результатах, учебных нормативах и т.п.).

Конкретность планирования. Планирова­ние по возможности должно быть конкретным и реально выполнимым. Намечаемые задачи, средства, методы обучения должны строго соот­ветствовать подготовленности занимающихся и условиям занятий.

Степень конкретизации зависит от временного периода, на который составляется план. Чем на меньший срок составляется план, тем он в боль­шей степени конкретизируется. Самым конкрет­ным (детализированным) планом является план-конспект одного урока.

Планирование учебно-воспитательного про­цесса по Основам безопасности жизнедеятельно­сти имеет свою логическую последовательность и определенный порядок разработки, поэтому не­обходимо:

  • Сформулировать цели и задачи изучения предмета на новый учебный год применительно к конкретному контингенту занимающихся, исходя из реальных условий для проведения занятий, а также из возможностей учащихся.

  • Уточнить последовательность (очередность) прохождения учебного материала (теоретическо­го и практического) по учебным четвертям и от­дельным урокам. Определить время (в часах) и количество уроков, отводимых на изучение того или иного раздела и темы учебной программы.

  • Выбрать адекватные средства и методы обу­чения (словесные, наглядные, практические, ме­тоды организации и осуществления учебно-позна­вательной деятельности, методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельно­сти, методы контроля и самоконтроля за эффек­тивностью учебно-познавательной деятельности) для решения поставленных задач, опираясь на теорию и методику учебно-воспитательного про­цесса в общеобразовательной школе, а также на здравый смысл и опыт.

  • Определить учебные требования, типы са­мостоятельных работ (контрольные, зачетные и т.п.), домашние задания, которые должны быть вы­полнены учащимися в каждой учебной четверти.

  • Определить общую организацию работы по реализации плана. Здесь следует выбрать наибо­лее адекватные методы организации занимающихся, соответствующие места занятий, необходимое оборудование и инвентарь.

Выполнив все эти операции, преподаватель-организатор ОБЖ приступает к текстуально-описательному, либо табличному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуют­ся все его разделы и темы. Если для данного плана имеются уже разработанные образцы, то они просто заполняются. Содержание планов желательно выражать в наглядной форме, ис­пользуя средства графического изображения, разные цвета.

Таким образом, планирование носит последо­вательный характер и осуществляется по систе­ме - от обобщенного к более детальному.

Преподаватель-организатор ОБЖ разрабаты­вает и составляет следующие основные докумен­ты планирования: «План мероприятий школы по Основам безопасности жизнедеятельности», «План распределения программного материала по годам обучения», «План распределения ма­териала на учебный год», «Тематический (рабо­чий) план на четверть» и «План-конспект уроч­ного занятия».

Все документы планирования логически связа­ны между собой. Более конкретный документ, раз­рабатывается в соответствии с более общим, каж­дый имеет свое назначение в системе планирова­ния и выполняет определенную функцию. По своей сути, разработка этих планов отражает поэтапный перевод учебного материала программы в предмет­ное содержание урока ОБЖ.

План мероприятий школы по ОБЖ является составной частью общего плана работы школы на полугодие или учебный год. Он согласовывается с администрацией школы, чтобы включенные в него мероприятия не совпадали по времени с дру­гими школьными мероприятиями. План включа­ет в себя следующие разделы: 1) организацион­ная работа; 2) учебная работа; 3) методическая работа; 4) внеклассные и внешкольные меропри­ятия; 5) работа по совершенствованию учебно-ма­териальной базы.

Организационная работа включает ряд мероп­риятий, направленных на обеспечение оптималь­ных условий для обучения и воспитания учащих­ся, решение дидактических целей занятия и педа­гогических задач. К ним относятся:

Подготовка мест проведения занятий (класса ОБЖ) и необходимого материального обеспечения, отвечающего современным требо­ваниям: а) наглядные пособия (плакаты, стен­ды, учебные видеофильмы) по основным моду­лям знаний каждой параллели классов, обеспе­чивающие полноту занятий по курсу ОБЖ; б) средства индивидуальной защиты, приборы РХН; в) комплект обучающих таблиц-плакатов по основам медицинских знаний, средства ока­зания первой помощи при несчастных случаях (носилки, комплект шин, универсальная аптеч­ка «ГАЛО»; г) наглядные пособия по основам военной подготовки; д) компьютерные обуча­ющие программы «Основы безопасности жиз­недеятельности» и др.

Подготовка (совместно с учителем физичес­кой культуры) на пришкольной площадке единой полосы препятствий и мест для занятий по при­кладной физической подготовке.

Учебная работа включает в себя плановые школьные занятия по ОБЖ, групповые предэкза­менационные консультации, учебные сборы по курсу ОБЖ с учащимися (юношами) X классов, итоговую аттестацию учащихся IX классов.

В содержание методической работы входят следующие мероприятия: проведение семинаров с учителями начальных классов по обучению уча­щихся основам безопасности жизнедеятельности, с классными руководителями VIX классов и пре­подавателями-предметниками, привлекаемыми для проведения занятий по курсу ОБЖ; проведе­ние открытых уроков по отдельным темам курса ОБЖ; написание методических материалов (раз­работок, указаний, рекомендаций); разработка тестовых заданий для проверки и закрепления знаний учащихся и т.п.

В содержание внеклассных и внешкольных мероприятий входят: экскурсии в музеи воен­но-патриотической направленности, посещение постоянных и эпизодических специализирован­ных выставок; встречи с военнослужащими и ветеранами Вооруженных сил РФ, работника­ми военкоматов, органов ГОЧС, ГИББД, меди­цины; подготовка и участие в окружных и го­родских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, в тематических викторинах, кон­курсах, комбинированных эстафетах и соревно­ваниях с выполнением различных упражнений ОБЖ (например, «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девушки!», «Соревнования сандружинниц», «Школа безопасности» и др.). Работа по совершенствованию учебно-мате­риальной базы включает в себя приобретение учеб­ной и методической литературы, наглядных посо­бий, видео- и фотоматериалов, приборов, обору­дования и имущества, оформление классов и методических уголков по ОБЖ, ремонт оборудо­вания и инвентаря и т.д.

План распределения программного матери­ала по годам обучения. Целью разработки тако­го плана является достижение преемственности учебного материала по годам обучения школьни­ков на соответствующем этапе школьного обра­зования, а также обеспечение логического согла­сования этого материала с учебным материалом других образовательных дисциплин Базисного учебного плана.

В этом плане по горизонтали выносятся годы обучения (классы), а по вертикали - соответству­ющие разделы программы с их подразделами и основными темами.

План распределения материала на учебный год. Определяет наиболее целесообразную пос­ледовательность прохождения материала теоре­тического и практического разделов учебной программы по месяцам и неделям на протяже­нии одного учебного года в общеобразователь­ной школе. В нем указываются: время, необхо­димое для освоения материала разделов в тече­ние каждой учебной четверти; уроки для контрольных работ, приема зачетов и выполне­ния тестовых заданий.

Тематический (рабочий) план на четверть. Составляется на основе учебной программы и го­дового плана-графика прохождения программно­го материала.

В тематическом плане указываются дидакти­ческие цели и конкретные задачи на четверть (для данного класса), производится распреде­ление учебного времени на изучение каждой темы, определяется логическая последователь­ность освоения учебного материала, определя­ется учебно-материальное обеспечение, уста­навливаются формы контроля за качеством под­готовки обучаемых.

При распределении учебного материала по уро­кам преподавателю необходимо:

  • придерживаться правила от простого к слож­ному, при этом принимать во внимание повышаю­щийся уровень знаний и умений учащихся в про­цессе их систематических занятий;

  • приводить в соответствие количество и со­держание задач на четверть с возможностями

уча­щихся, учебно-материальным обеспечением уро­ка, местом проведения занятий.

План-конспект урочного занятия. Это самый детализированный план, необходимый преподава­телю ОБЖ для организации учебно-воспитатель­ного процесса. Целью этого плана является разра­ботка методики решения учебных задач урока, оп­ределение оптимального состава средств, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности и логике эффективно и каче­ственное проведение уроков.

Эффективность урока прежде всего связана с четкой, правильной постановкой задач. При поста­новке задач следует исходить из содержания тема­тического плана, учитывать результаты предыду­щего урока и сложность освоения нового матери­ала, а также состав учащихся, их подготовленность. Количество намечаемых задач определяется воз­можностями их реализации на одном занятии.

При разработке содержания урока ОБЖ препо­давателю следует определить:

  • средства и методы решения каждой педаго­гической задачи;

  • учебно-материальное обеспечение урока;

  • методы организации работы учащихся при решении каждой задачи;

  • критерии оценки работы учащихся.

Разработкой «Плана-конспекта урочного заня­тия» преподаватель-организатор ОБЖ заканчива­ет весь цикл планирования учебного содержания программного материала.

Перечисленные планы являются основными организующими документами учебного процесса и обеспечивают получение учащимися необходи­мых знаний, умений и навыков.

Документы планирования преподаватель-орга­низатор ОБЖ из года в год должен подвергать кор­ректировке в зависимости от конкретных обстоя­тельств, обеспечивая тем самым приближение к оптимальному варианту.

В процессе передачи знаний, умений, навы­ков деятельность преподавателя-организатора ОБЖ направлена на активизацию и управление познавательной и учебно-практической дея­тельностью учащихся на уроке, в ходе которо­го выполняются программные требования по ОБЖ. Управление деятельностью учащихся включает в себя:

  • организационные мероприятия на уроке (со­общение учащимся задач урока, организация дис­циплины, рациональное распределение учебного времени, подведение итогов урока и сообщение домашнего задания и др.);

  • непосредственное педагогическое воздей­ствие (объяснение учебного материала, демонст­рация наглядных пособий, учебных видеофиль­мов, формирование практических умений и на­выков и др.);

  • текущий контроль на уроке (анализ по ходу урока познавательной и учебно-практической де­ятельности учащихся, оценка ее эффективности, внесение соответствующих корректив и т.п.).

Контроль за ходом обучения и проверка ус­воения содержания учебного материала занима­ет важное место в структуре профессионально-педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ. Он осуществляется на различных этапах обучения: после изложения учебного материала, в процессе закрепления и совершенствования знаний, умений, навыков, после изучения вопроса, темы, раздела, курса. Проверка, как правило, проводится с использо­ванием различных способов контроля и оценки. Наиболее часто в учебном процессе применяют­ся: 1) вопросы для текущего контроля знаний; 2) тесты; 3) контрольные работы; 4) зачеты и экзамены.

Результаты контроля и оценки знаний, при­обретенных практических умений и навыков яв­ляются важной составляющей для анализа орга­низации и состояния учебного процесса по кур­су ОБЖ. На основании этого анализа преподаватель вносит необходимые корректи­вы в систему обучения учащихся. Коррекция учебного процесса педагогом успешно осуще­ствляется при условии выявления причин от­клонения от разработанной в процессе плани­рования модели учебного занятия. Это позво­ляет преподавателю выработать тактику дальнейшего ведения занятий. Корректировка обучения осуществляется путем изменения де­ятельности педагога и учащихся, использования других дидактических средств, варьирования заданий и организационных форм обучения, оказания индивидуальной помощи и способ­ствует более эффективному решению учебно-воспитательных задач курса «Основы безопас­ности жизнедеятельности».